Почему никто не комментирует тему?
Не комментируют ? Ну что же, Kindness, держитесь ) ) )
Ваш бюджет в 2млн. руб. – это только для оборудования, или «на всё – про всё» ?
Если на оборудование – то хватит за глаза. Можно даже попытаться втиснуть в бюджет туда недорогой темперирующий автомат.
Если же это бюджет всего проекта, то Вам предстоит крепко подумать и подготовиться к опасному путешествию со скудными экипировкой и провиантом.
В приложении прикреплен файл с попыткой сбалансировать Ваши желания и Ваши возможности при условии, что 2 млн руб. - это стоимость всего Проекта. Я брал 2,2 млн. для старта, так как уже во время стартового периода Вы сможете кое-что продавать. Стартовый период до момента выхода на точку безубыточности пришлось ужать до 3 месяцев. Это очень оптимистичное и радужное допущение, но не нереальное. Некоторыми цифрами я не владею, так как я не из РФ. Пришлось брать "с потолка", о чем я в соответствующих местах с честностью повествую.
Плохая новость – при хорошем раскладе Ваш бизнес будет существовать, но не приносить значимых денег, так как мощность производства ну совсем уж скромная.
Хорошая новость – чтобы эту скромную мощность увеличить, скажем, в 5 раз, Вам совсем не обязательно производить 5ти-кратные вложения. И даже не 2х-кратные. Достаточно довложить около 1/3 стоимости первоначального проекта.
Если же потребуется увеличение мощности сразу в 10 раз, то это обойдется еще в пару дополнительных миллионов, плюс темперирующий автомат Вам просто необходим. Иначе куча народа и давка в цеху, даже при 3х-сменной работе. Хотя площадь цеха Вам в этом случае придется расширять как ни крути.
Былинный вызов для Вас - Вам предстоит за кратчайший срок – эдак за 3-4 месяца - выйти на точку безубыточности. Иначе придется довливать средства в Ваш бизнес, или дать ему пасть смертью храбрых в «Долине смерти».
«Долина смерти» - это стартовая фаза Вашего проекта, когда вроде бы и продукт получился, и спрос на него растет, и первые продажи наглядны и доказуемы. Но средств на покрытие издержек все равно не хватает, а запасы тают с катастрофической скоростью.
Теперь немного лирики о «Долине смерти». Это как пустыня без еды и питья. Кроме редких дождей и пары ручьев, которые Вам еще предстоит найти. Но с двумя опасными врагами. В «Долине смерти» на Вас будут охотиться 2 могильщика: Недостаточность Продаж и Постоянные издержки.
С Могильщиком №1 - Недостаточностью Продаж (его еще зовут Лосейлз) - все понятно: Вы победите его своим уникальным маркетингом, замечательной предпринимательской смекалкой, и лучшим админресурсом в виде хороших отношений с Богом и его фрейлиной Фортуной.
У Могильщика№2 - Постоянных издержек (его зовут еще Фикскост) есть коварное свойство: он требует жертв вне зависимости от того, есть ли у Вас продажи или нет. Если ваши постоянные издержки равны, скажем 300тыс. в месяц, а Вы производите, скажем, 1000 шоколадок, то Фикскост войдет в себестоимость каждой шоколадки убийственной дозой в 300 рублей.
Сумма переменных издержек зависит от объема производства, и следует за ним. Снижаются объемы – снижаются переменные издержки и наоборот. Нет производства - нет издержек. Переменные издержки на единицу продукции не зависят от объемов производства, или эта зависимость очень слабая. Пример переменных издержек – сырье, сдельная зарплата.
Постоянные издержки не зависят от объемов производства ( по крайней мере в определенном коридоре значений объемов). Постоянные издержки на единицу продукции зависят от объемов производства. Объем растет – постоянные издержки на единицу продукции падают. И наоборот. Пример постоянных издержек – арендная плата, фиксированная зарплата.
У ФиксКоста есть слабые места. Он очень чувствителен к здоровью Лосейлза. (Ситуация, как и с Кащеем – его смерть не в нем самом). Одолеете Лосейлза – Фикскост падет сам собой.
Увеличите ваши продажи с 1000 до 10тыс. шоколадок в месяц – Фикскост будет присутствовать в каждой из них в приятном размере 30 рублей. Ощутимо, не критически. Тем более он мучает не только Вас, но и всех конкурентов.
Противоположность ФиксКоста – Переменные издержки ( Вариабэль). Они Ваши друзья. Есть продажи- есть затраты. Нет продаж – нет затрат.
Себестоимость – это не единое понятие. Это симбиоз Вариабель и ФиксКоста. Как инь и янь. Однозначной реакции себестоимости на предпринимаемые Вами бизнес-шаги и принимаемые Вами бизнес-решения не существует. Есть только результирующая сумма разных реакций Вариабель и ФиксКоста. Поэтому, говоря о себестоимости, мы всегда помним, что это экипаж из 2 разных пилотов.
К чему это лирическое отступление: многие начинающие бизнесы при ценообразовании пытаются отталкиваться от себестоимости. Нет. Отталкивайтесь от рынка, коллег-бинтубарщиков (бинтубарцев?), вашей эксклюзивности. И затем считайте себестоимость. Себестоимость на единицу продукции у Вас будет неумолимо уменьшаться по мере роста количества проданных плиток. Поэтому, и особенно для нового начинающего бизнеса, при определенных обстоятельствах выгодно продавать НИЖЕ сегодняшней себестоимости, чтобы значительно снизить себестоимость завтрашнюю. Заведите себе в друзья хорошего маркетолога и хорошего управленческого бухгалтера (сильно отличается от финансового, или «просто» бухгалтера), хотя бы на время старта проекта. Управбух проанализируют Ваши цифры, Маркетолог, пусть хоть и очень-очень примерно, оценит Ваши возможные продажи. Дальше можно будет обдумать оптимальный коридор цен.
Для себя Вам нужно понять, что Вам важнее в Вашем бизнесе – доходность или доля рынка. Сообщите это Маркетологу и Управбуху. Они помогут составить оптимальную стратегию.
Резюме вкратце:
1. На старте бизнеса Вас ждет эпичный поход через «Долину смерти». Любой правильно начатый бизнес на перспективном рынке в этой «долине» может застрять навсегда, если у него нет достаточных ресурсов на её прохождение.
2. У Вас достаточных ресурсов для расслабленного брожения по «долине» НЕТ. Вас спасет только её очень быстрое прохождение. То есть, очень быстрый выход на точку безубыточности. Если Вы замедлитесь, Вы в бизнес или доп. вливаете, или его сливаете-отпеваете.
3. В «долине» Вас ждут 2 врага - Слабые Продажи и Постоянные издержки. Враг №2 падет сам собой при падении Врага №1. Не тратьте особо сил на борьбу с Врагом №2. Достаточно, что Вы не допустили чрезмерных постоянных издержек при старте проекта, например, не взяли в аренду 700 мкв вместо 70 мкв, не набрали ненужных людей (отдел кадров, электрик, охрана, швейцар, дворецкий, пресс-секретарь (пардон, утрирую)).
4. Сосредоточьтесь на борьбе с Врагом №1. Ваше оружие – уникальный маркетинг (вкл. упаковку), предпринимательская смекалка, поддержка Бога. Позаботьтесь о них ПЕРЕД путешествием.
5. При этом, уникальность и оригинальность самого продукта никто не отменял. Встречать Вас будут по одежке (То есть, Вашему маркетингу - он включает PR, сайт, упаковка, SMM, и кучу прочего). Провожать будут по уму (то есть тому, что внутри упаковки).
Кстати, часто сам продукт является частью маркетинга. Сначала определяем, какие качества продукта хотел бы видеть в своей продуктовой корзине целевой потребитель, что мы можем ему предложить уникального, сколько он согласен за него платить, и только потом создаем продукт и подгоняем его себестоимость под цену, а характеристики – под потребительские предпочтения.
6. Не отталкивайтесь от себестоимости. Отталкивайтесь от рынка. Цены ниже расчетной бухгалтерской полной себестоимости в определенных условиях увеличивают прибыль или уменьшают убытки. Думайте и максимируйте т.н. Вклад на покрытие. Это разница между Выручкой и Переменной себестоимостью. НЕ максимируйте Прибыль (это разница между Ценой и полной себестоимостью). Полная себестоимость включает ФиксКост, а он, как писалось выше, коварен. Максимируя Вклад на покрытие, Вы автоматически ПРАВИЛЬНО промаксимируете и Вашу прибыль.
7. ИМХО, один технолог целиком Вам не нужен. Bean-to-bar – это не сложное химическое производство с десятками компонентов в продукте, где надо понимать их взаимовлияние, чтобы не создать ненароком цианистый калий или атомную бомбу.
Вся технология bean-to-bara сводится к полусотне правил и пониманию основных процессов, а также знанию математики на уровне средних классов средней школы (например, чтобы рассчитать количество какао-масла для достижения заданной текучести шоколада). Остальное – полное творчество. Правильнее – творчество на первом месте, знание технологии - на втором.
Лучше периодически работать на аутсорсе сразу с несколькими технологами и бывалыми шоколатье. Особенно, при ограниченности бюджета. Технологом вы можете стать сами, более того, Вам придется им стать. Чтобы быть хорошим генералом в bean-to-bar, Вам нужно хорошо присидеться рядовым в его окопах.
8. Позволю не согласиться с постулатом, что по bean-to-barу мало информации. Её полно уже только в Интернете. Нужно только внимание и способность отделять зерна от плевел. Три вещи, чем мне нравится сфера bean-to-bar – это: а) низкая стоимость старта производства и входа на рынок, б) наличие кучи информации. По роду занятий мне пришлось перелопатить кучу тем по бизнесу в сфере натуральных продуктов питания, и bean-to-bar – самая информативная сфера, где все необходимое можно узнать, не отлучаясь от монитора компьютера; в) атмосфера в среде игроков рынка.
9. Касательно атмосферы: Бинтубарщики (многие, но не все, конечно) не считают друг друга конкурентами. Они больше союзники, которые вместе противостоят общему противнику - фабричным производителям массового шоколада и их фокусам с искусственными добавками и дешевыми заменителями. Оно и логически понятно – зачем отбирать малое у себе подобных, когда вместе с себе-подобными можно отобрать гораздо большее у не-себе-подобных. И вообще, правильный Бинтубарщик – это стиль жизни, а только потом – заработок. Он (правильный Бинтубарщик) стоит выше всяких промышленно-шоколадных непотребностей, и другой Бинтубарщик (если он тоже с большой буквы) для него – это «свой», это брат, это одного поля ягода. Определенная конкуренция среди Бинтубарщиков, даже если и присутствует, то это не борьба за выживание, а дружеское соревнование. За признание удали молодецкой среди таких же молодецких удальцов. Внутрипартийное товарищеское соревнование внутри Партии Бинтубарщиков. Поэтому в онлайне - массовый слив ноу-хау друг другу, в офлайне – дружба и любовь, на тусовках – гордость родом занятий и принадлежностью к Чистому (в нашем случае чистому шоколаду). Те же, у кого конкуренция со шкурным интересом и ради куска хлеба, то они уже не Бинтубарщики, а просто бинтубарщики (то есть с маленькой буквы) ))).
10. Эталонно правильные Бинтубарщики в ру-пространстве – De-Oro, Freshcacao, Кудвик, Матейчик, MaRussia (последовательность исключительно в алфавитном порядке) и, надеюсь, много тех, кого я еще не знаю. Онлайн-Тусовка (тоже с большой буквы) правильных Бинтубарщиков – форум
https://chocolatier.ru/. Посмотрите сайты ремесленников, прочувствуйте стиль и дух, перекопайте вдоль и поперек этот форум. Очень многое в понимании темы встанет по местам.
11. Эталон Бинтубарщика в англоязычном пространстве – старец John Nanci. Ведет сайт
https://chocolatealchemy.com/ и семинары. Даёт кучу бесплатных дельных советов, воздвиг bean-to-bar в ранг высокого искусства и философии. Торгует весьма сносным оборудованием для бюджетного старта bean-to-bar-производств по ценам не выше «Амазона», а также бобами. Несколько девайсов – собственной разработки. На мой взгляд, все путное о технологии bean-to-bar, что можно почерпнуть в Интернете, есть у него на сайте. Уже в отфильтрованном виде, одни зерна, без плевел. Именно технологии, вопросы бизнеса и маркетинга он особо не затрагивает. Как никто доселе мне встречавшийся, раскрывает и развивает тему философии и практики обжарки. По обжарке – это лучший ресурс (из бесплатных, ИМХО).
Почему до сих пор не торгует «Кадзамами» и «Аллюрами» - для меня тайна. Надеюсь, не только из-за политики. Иначе он разочарует. Потому что Bean-to-bar – это выше политики.
12. Вы писали, что «ехать сейчас в Москву будет крайне беспечно». Вы из какого региона? У Вас в округе уже есть бинтубарщики? Если еще нет, то это можно хорошо обыграть с точки зрения маркетинга. Быть первым во времени в чем-то в определенной стране/ регионе/ городе – это уже само по себе уникальная фишка проекта. Это единственное, где Вас никто никогда не сможет обогнать. Кто-то может быть лучше Вас по соотношению цена/качество, кто-то оригинальнее в плане подачи, у кого-то может быть лучше ассортимент. Но по всем этим показателям первенство преходяще и уходяще. Тем паче, понятия «качество, вкус, красота» очень относительны и субъективны. Точка во времени же – она абсолютна и объективна. Никто не сможет стать «первее» Вас, когда Вы уже застолбили свое первенство во времени. Никто не может родить что-то после Вас, но с более ранней датой рождения. По крайней мере, пока не существует машины времени.