Как "считать" свой бизнес?

Автор: Kudvic
Опубликовано: 5472 дня назад (15 ноября 2010)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 22 ноября 2010
+1
Голосов: 1
Решил написать свое мнение по поводу анализа бизнеса. Много ошибок допускают, начинающие и не только, предприниматели.

Во времена СССР, плановой экономики, считали относительно просто. Был план, на пятилетку, на год. Под него считали сколько надо сырья, материалов, людей, тепла (газа), электричества, основных средств и прочее и прочее и прочее. Выводили себестоимость с учетом накладных расходов, считали плановую прибыль. Были накладные обще цеховые, обще заводские, Считали амортизацию, потребность в оборотных средствах и т.д и т.п.
Сложились определенные экономические традиции у экономистов и бухгалтеров.
Поразительно, но до сих пор многие пытаются так считать в условиях рыночной экономики.
Так считать можно, но откуда взять ПЛАН?
Если бизнес налажен, можно взять предыдущий год, оценить рост, увеличить (уменьшить) реализацию, и получим план.
А что делать начинающему?
Что делать и как считать, когда бизнес в самом начале и нет статистики или идет (вначале) быстрый рост?
Что делать и как считать если у вас одновременно несколько проектов, как делить между ними накладные расходы?
Вопросов возникает миллион и еще маленькая кучка! smile
Строгих методик нет и не может быть!

У меня есть свой подход выработанный годами. Он подходит и для мелкого и для крупного бизнеса. И что очень важно, он подходит для такого "сезонного" бизнеса, каким является наша шоколадная деятельность.

Итак:
Подход заключается в том, что бы считать фактические а не относительные цифры.
Какими фактическими цифрами мы обладаем:
1. Цена реализации (со всеми скидками) и объем реализации.
2. Стоимость сырья.
3. Стоимость материалов (упаковка, транспортная тара и пр.)
4. Накладные расходы (делят на постоянные и переменные)

Считаем валовую прибыль, понимаемую как разницу между обьемом реализации и стоимостью сырья и материалов.

валовая прибыль=цена реализации-стоимость сырья и материалов

Подсчитываем накладные расходы.

Прибыль до уплаты налогов это разница естественно между валовой прибылью и накладными расходами.

Вот и весь подход.
В чем разница? Вроде все просто и примитивно. А вот и нет! Я не разу не упоминал слово себестоимость на килограмм или тонну продукции, накладные на килограмм продукции и пр.
Советская экономическая мысль постоянно оперирует с этими понятиями. А это относительные понятия. Обьем реализации из месяца в месяц может меняться. И себестоимость тоже. Нет единой цифры себестоимости, не возможно анализировать (вернее очень трудно, и ведет к путанице и мозгах и в принятии решений!). А если у вас несколько проектов (например вы торгуете своим ручным шоколадом и чаем) как поделить накладные расходы по проектно? (Как учесть сколько зарплаты продавца "ушло" на шоколад а сколько на чай? А сколько электричества?)
Все это вкратце.
Задавайте вопросы.
Некоторые ошибки бизнеса. Часть 1.
Комментарии (11)
potap
# potap
0 15 ноября 2010 в 23:42
И каким образом подсчитать (или вернее оценить) рентабельность по разным видам продукции.
Другими словами - как при таком подходе понять что выгоднее производить? Или что выгоднее продавать?
Kudvic
# Kudvic
0 16 ноября 2010 в 00:12
Если "сходу", то чем выше валовая прибыль тем интереснее продукт!!!
Это если все накладные в одной компании сосредоточены.
В "ВК" самым выгодным был "сувенирно - корпоративный" проект. Валовая прибыль 75-80% при 5 млн. долл. оборота.
Вторым бренд "Верность качеству", 60% 8 млн.
"Частная марка" - 35-40%, 12 млн.
"Собственные марки в средне ценовом сегменте" 35-40%, 1 млн.
Это 2008 год.
Но очень динамично (прирост оборота) в последние годы бренд "Верность качеству", а "сувенирно - корпоративный" проект сильно замедлился, "насытился".
potap
# potap
0 16 ноября 2010 в 00:23
Мне думается, что далеко не всегда это так.
Во всяком случае у нас это не так.
Валовая прибыль с декорированной шоколадной фигуры в разы выше чем с шоколадки завернутой в фольгу.
Но если учесть трудоемкость, правильно распределить накладные, учесть затраты на реализацию, брак, лом, возвраты, и пр. и пр...... то окажется, что производить и продавать фигурки в фольге выгоднее.
Kudvic
# Kudvic
0 16 ноября 2010 в 00:31
Посчитайте в абсолютных цифрах.
Для вышеприведенных цифр
5 000 000--75%--3 750 000  
8 000 000--60%--4 800 000  
12 000 000--35%--4 200 000  
1 000 000--35%--350 000  
26 000 000   13 100 000  

Так, в общем все мультинационалы считают! smile
Так и БК и Херши, да вообщем то все так считают на западе. Только плюс к этому подходу огромное количество нюансов.
Совковый счет нелепый, и приводит к большой путанице.
potap
# potap
0 16 ноября 2010 в 00:47
Так ведь я же не спорю.
Хочу сказать только, что для каждого производства существуют свои особенности и нюансы.
В моем случае сравниваются существующие в рамках одного предприятия производства разного типа - с большой долей ручного труда (декорированные фигуры) и с малой долей ручного труда (фольга). В этом случае не учитывать трудоемкость при сравнении рентабельности было бы на мой взгляд некорректно.
Я учитываю.
Kudvic
# Kudvic
0 16 ноября 2010 в 00:50
Как? Это возможно корректно?
potap
# potap
0 16 ноября 2010 в 00:55
С абсолютной точностью - безусловно нет, невозможно.
Но и не учитывать вовсе тоже нельзя.
Kudvic
# Kudvic
0 16 ноября 2010 в 00:59
С этим на 100% согласен. Учитывается это на уровне рассуждений.
Но при принятие решения нужно на мой взгляд опираться на валовую прибыль, оборот, и возможный рост оборота (перспективность проекта).
Kudvic
# Kudvic
0 16 ноября 2010 в 01:07
"...правильно распределить накладные..."
В том то и дело, что "правильно" их распределить невозможно!!!!
В этом то вся проблема!!!!!!
Kitik
# Kitik
0 23 ноября 2010 в 13:08
К вопросу о начинающих, а как прикинуть объем реализации? Есть какие-то методики прогноза или просто "среднепотолочная" цифра?
Kudvic
# Kudvic
0 23 ноября 2010 в 13:45
К сожалению нет ничего, что давало бы гарантированный результат.
А так, строить рассуждения надо на "здравом смысле".
Обычно это называют маркетингом. Но понимают все под этим словом разное.